понедельник, 18 августа 2014 г.

Поездка на "Ласточке"


Как я писал ранее в Новосибирск для демонстрационной поездки пригнали два состава ЭС1, он же Desiro RUS, он же "Ласточка". Для тех, кто не в курсе, кратко поясню - данный электропоезд был разработан и выпущен компанией "Siemens" для РЖД, в первую очередь для обслуживания Сочинской олимпиады. Конструктивная скорость 160 км/ч, 5 вагонов, двухсистемный (может работать и на постоянном 3 кВ, и на переменном 25 кВ/50Гц токах). Именно последнее стало основной причиной, почему он появился в нашем регионе - Новосибирский и Барнаульский узлы электрифицированы по-разному, стыкование осуществляется в Черепаново. Там всем поездам приходится менять локомотивы, что требует длительной стоянки. "Ласточке" же сделали остановку по Черепаново 3 минуты - только для посадки/высадки пассажиров, всего же время в пути от Новосибирска до Барнаула составило 3 часа 30 минут. Вот график:

На демонстрационную поездку всем желающим обещали раздать бесплатные билеты, но таинственным образом они быстро исчезли, мне в кассе мне сказали, что туда будут пускать всех желающих при наличии свободных мест. Я решил испытать удачу, забегая вперёд, скажу, что она не подвела.


А утром я снял следующую с Барнаула "Ласточку" на о.п. Нижняя Ельцовка. Состав ЭС1-046.

Электропоезд промчался мимо на скорости около 100 км/ч. Сразу обратил внимание очень тихий ход, почти бесшумный в сравнении с нашими электропоездами. Пневмоподвеска рулит :)

А к 16 часам мы с Егором приехали на Новосибирск-Главный.
Уже сверху было видно, что отправление будет торжественным.

Но сначала я не удержался, чтобы сфотографировать ЭР2К-603, отправляющуюся в Искитим. Радует, что "глобусы" у нас до сих пор работают.

Проводив ветерана, работающего на нашем узле уже 48 лет, мы отправились к "Ласточке".

Тут уже собралось немало людей - в основном железнодорожников и корреспондентов.

Возле головы играл оркестр.

Журналисты брали интервью у проводниц.

Одну из дверей украшала арка из шариков.

Но в целом чувствовалось, что все чего-то или кого-то ждут.

Я пока занялся съёмкой деталей.
Сразу обратил внимание, что состав заменили - из Барнаула прибыл 046, а этот 047.

Отражение.

Тележка с пневмоподвеской, обеспечивающая столь плавный и тихий ход.

Детали тележки крупным планом:


Бак вакуумного биотуалета. Всего в поезде их два, расположены в головных вагонах (как и в наших электричках).

Немного технических особенностей - у ЭС1 головные вагоны являются моторными, там на тележках расположены асинхронные ТЭДы. Во втором и четвёртом вагоне находятся трансформаторы и инверторы, а в третьем - компрессор. Последний оказался на удивление шумным, тарахтел немногим тише новых компрессоров в ЭД4М. Правда, внутри ни шума, ни вибраций было практически не слышно.

Молодожёны решили пофотографироваться у "Ласточки".

А затем вдруг все корреспонденты устремились ко второму вагону, я понял, что там сейчас появится кто-то важный. Так и оказалось - и.о. губернатора со компанией.

Первые лица вошли во 2-й вагон через арку, и вскоре вышли из головного по ковровой дорожке. Начался торжественный митинг. Выступали начальник ЗСЖД Анатолий Регер, и.о. губернатора Владимир Городецкий, мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Последний говорил наиболее бодро и эмоционально, но допустил несколько ляпов в технических вопросах.

Все речи я слушал краем уха, всё это, конечно, большей частью выглядело как пустой пиар накануне выборов. На первый взгляд, действительно, какой смысл в разовой поездке этого поезда, если речи о регулярном сообщении пока не идёт? Ведь РЖД уже с 2013 года не покупает подвижной состав для пригородных компаний за исключением "особых" случаев (Олимпиада, Универсиада и т.п.). Чтобы организовать регулярный рейс, Новосибирской области и Алтайскому краю потребуется купить такой состав за свой счёт, а это около 10 млн. евро.
Но тем не менее, я считаю, польза есть. Проблема стабильной и быстрой связи между Новосибирском и соседними городами существует уже давно, наконец-то перед руководством регионов, а также жителями продемонстрировано одно из решений, а также озвучена его стоимость. Теперь всем ясно, в каком направлении надо двигаться.

Торжественные речи кончились - началась посадка. Потянулись простые пассажиры с сумками и баулами.

Мы дождались, пока закончится посадка, и попросились в салон. Сначала просто посмотреть.

На первый взгляд салон от 2-го класса наших электричек особо не отличается. Также расположены по схеме 2+3 кресла, местами лицом друг к другу, местами в ряд, между ними столики, над окнами полочки для багажа, два ряда светильников, электронное табло. Но вот немного мелких деталей - и в сумме совсем иной уровень комфорта.

Например, для крупного багажа возле дверей есть специальные стойки. А возле дверей - урны. Двери, кстати, открываются и закрываются кнопкой, что позволяет не вымораживать салон на стоянке.

Багажные полочки стеклянные, также в них есть розетки. Правда, одна на 4 - 6 мест, маловато на мой взгляд.

Сиденья можно двигать вперёд и откидывать, но совсем чуть-чуть. Для многочасовых рейсов этот салон явно не предназначен.
За несколько минут до отправления выяснилось, что пара пассажиров не пришли, и нам разрешили остаться в салоне. А вот так выглядели пригласительные билеты.

В 17:00 на 10 минут раньше заявленного графика поезд отправился. Плавность хода и тишина были поразительными - даже по стрелкам поезд не прыгал и не грохотал, а только слегка покачивался. Наш вагон был четвёртым, при разгоне едва-едва слышалась наводка от преобразователя, больше никаких звуков от работающего оборудования уловить не удалось. Впрочем, я проехался только на постоянке, так что не знаю, насколько тихо работает трансформатор.

На станции Новосибирск-Южный сошли первые пассажиры - это были VIP-персоны во главе с Городецким. Вот и открылся секрет, зачем там сделали стоянку!

До Бердска поезд шёл не быстро, даже чуть медленней ускоренной электрички. Табло показывало время, дату, температуру снаружи и скорость, но последнюю почему-то с небольшой ошибкой (я сравнивал по GPS).

После Сеятеля мы решили прогуляться до головного вагона. Весьма неприятно удивили межвагонные двери, которые оказались очень тугими - даже мне приходилось на них наваливаться с немалым усилием - а каково женщинам или детям?
На площадке напротив туалета тусил народ. Я сначала подумал, что это очередь, но оказалось, что большинство пришли сюда просто так - посмотреть.

Туалет хороший, просторный, рассчитан на людей с ограниченными возможностями. В головных вагонах для них имеется специальный подъёмник.

В 17:43 "Ласточка" прибыла на станцию Бердск, объявили, что стоянка здесь составит 8 минут. Мы вышли пофотографировать.

Ожидающие алма-атинского поезда и электрички пассажиры с интересом изучали необычный состав.

Даже бродячая собака заинтересовалась :)

В Бердске многие вышли, как ни странно - они воспользовались "Ласточкой", как обычной ускоренной электричкой. Кое-кто из ожидавших электричку пассажиров, напросился в "Ласточку" до Искитима.

На участке Бердск - Искитим наконец-то разогнались до 100 км/ч, максимальная скорость по данным GPS составила 103 км/ч. Стрелку на блок-посте 50 км прошли на 86 км/ч, вагон сильно качнуло. Впрочем, обычные электрички при опоздании здесь следуют примерно с такой же скоростью. Всё определяется инфраструктурой, а она не рассчитана на скоростное движение.

В Искитим прибыли ровно по графику. Мы попрощались с проводницей и спустились по ступенькам на низкий перрон.

Кстати, о ступеньках. По результатам тестирования могу сказать, что в сравнении с нашими ЭР и ЭД по ним удобней спускаться налегке, не держась за поручень. Крутизна и шаг верхних двух примерно такой же, а вот нижняя в наших электричках утоплена вглубь, из-за чего с непривычки можно споткнуться и упасть. В "Ласточках" этого недостатка нет. Но если пассажиру надо взяться за поручень, то в "Ласточке" это почти нереально, поручень расположен глубоко и сзади, надо очень неудобно завернуть руку, чтобы за него взяться. Ну или повернуться лицом к двери. В общем, пожилым и просто людям с багажом придётся очень тяжко... А в целом это показывает, что для наших платформ нужны электропоезда с низким полом, все "универсальные" решения являются неудачными. Даёшь Stadler Flirt в Новосибирск!

Отправление с Искитима мы сняли в 100 метрах южнее перрона. Слегка звеня ТЭДами "Ласточка" пролетела мимо, бригада нам весело посигналила.

В тупике как раз стояла ЭР2К-603, которую мы парой часов ранее проводили на Новосибирске-Главном. Я, разумеется, не удержался от того, чтобы снять самую новую и самую старую электрички вместе. Любуйтесь и сравнивайте :)

Через полчаса мы уехали на этой "кругленькой" ЭР2 обратно. Так в один день мы прокатились на самой новой и самой старой электричке.


1 комментарий:

  1. это ужасно, как в эти Ласточки залазить пенсионерам ,да еще если ростом не вышел . Ласточка совершенно не приспособлена для низких платформ . Интересно еще никто из стариков не убился, спускаясь с таких ступенек ?

    ОтветитьУдалить