вторник, 23 июня 2015 г.

Транспортно-пересадочный узел Сеятель: строили мы, строили...

Сегодня в Новосибирске торжественно открыли транспортно-пересадочный узел Сеятель.

Напомню, что транспортно-пересадочные узлы - важнейшие элементы в транспортной системе крупного города, без них удобный и эффективный транспорт просто не сделать, ибо современный транспорт формируется из скоростных магистральных маршрутов и подвозящих. Поэтому главная задача транспортно-пересадочных узлов - организовать максимально удобную и быструю пересадку с одного вида общественного и личного транспорта на другой.

В Новосибирске всерьёз заговорили о формировании транспортно-пересадочных узлов (далее сокращённо ТПУ) в 2012 году, когда пробки в городе стали уж совсем невыносимыми, и стало понятно, что "с этим что-то надо делать". Вокруг станций метро ТПУ уже сформировались, хоть бестолково и, в значительной степени, стихийно, но осталось южное направление (Советский, Первомайский районы, Бердск). Там сделали ставку на электричку, как магистральный транспорт, и, соответственно, возникла задача организовать к ней подвозящие маршруты городского транспорта, пешеходные пути, а также перехватывающие парковки для велосипедов и личных автомобилей. Пилотным проектом стал Сеятель, за разработку которого взялись в 2013 году, и вот, спустя два года, состоялось открытие.

По-хорошему, ради такого события следует написать что-нибудь хорошее, но, честно, что-то не пишется... Ибо сделали не просто плохо, а откровенно "всё не так", просто проигнорировав основные принципы формирования ТПУ.

Начну, пожалуй с вокзала.

Помпезное большое здание, внутри кассы, залы ожидания, кафе, туалеты, лифты для инвалидов - всё, как положено. Многим ценителям не понравилась кичливая архитектура, совершенно не гармонирующая с архитектурным обликом модернистского Академгородка, я с ними солидарен, но дело даже не в этом.
Сеятель - это практически пригородная станция, дальних поездов на нём - полторы пары в сутки, на которые садится пара-тройка десятков пассажиров, тогда как пригородных пассажиров счёт идёт на тысячи. А для последних такой вокзал не нужен, им нужны тёплые павильоны, распределённые по длине платформы, так как пассажиры на электричку подходят с разных сторон (кто-то - со стороны Дома быта, кто-то - со стороны ул. Российской, кто-то приезжает на автомобиле и идёт с парковки, кто-то - с автобуса).

Взглянем с другого ракурса (со стороны ул. Российской).

Сразу видно следующую существенную недоработку - вместо диагональной дорожки, ведущей к центральному входу, мы видим какую-то дикую ломанную, человек, поднявшись по пандусу, должен сначала повернуть влево, потом вправо, ещё раз вправо, влево, и только зачем можно прямо идти к входу. Очевидно, что так никто делать не будет, и уже можно угадать, где будет протоптана первая тропинка на свежеуложенном газоне.
И это место не единичный случай, а норма, прямых дорожек тут практически нет. А ведь как не верти, станция Сеятель ориентированна прежде всего на жителей микрорайона Щ (к слову, по данным статистики, именно в Щ процент работающих "в городе" значительно выше других микрорайонов Академгородка), и подавляющее большинство пассажиров электрички приходят и будут приходить на станцию пешком. И для этой тысячи человек не только не сделали удобных дорожек, но и ещё отрезали их от станции перехватывающей парковкой на 134 машиноместа.

В своё время именно эта парковка вызвала больше всего споров. Ради неё пришлось вырубить рощу, отделяющую железную дорогу от жилых домов. Жители, разумеется, были очень недовольны, ведь эта роща хорошо защищала их от шума, кто тому же они опасались и опасаются существенного повышения загазованности в холодное время, когда автомобили будут стоять на автопрогреве.
Понятно, что подобные конфликты неизбежны при любом строительстве чего-либо нового, и тут всегда нужен компромисс, ибо иначе развития просто не будет. Но на мой взгляд, проблема этой парковки не только в том, что она ухудшила местным жителям среду обитания, но и в том, что она построена в соответствии с устаревшими, в настоящее время отвергнутыми всеми развитыми городами, приоритетами.
Но об этом чуть ниже, а пока посмотрим на тарифы.

Честно говоря, я ожидал, что для пассажиров электрички парковка будет бесплатной (всё же она перехватывающая), оказалось что нет - нужно платить 30 рублей за парковку продолжительности менее 12 часов. Так-то 30 рублей - не такой уж и высокий тариф (для сравнения, подъезд к станции на маршрутке обойдётся в 50 рублей в обе стороны - и никаких скидок или льгот), но вот предел 12 часов для перехватывающей парковки явно неадекватен. Это значит, что если человек задержался в городе после работы, сходил в кафе или театр, ему придётся платить дополнительно, я уж не говорю о том, что на некоторых производствах смена длится как раз 12 часов. Куда более логичным льготный период парковки ограничить интервалом между самой первой и самой последней электричками плюс некоторый запас на пересадку. А ещё, в тарифной сетке отсутствуют какие-либо абонементы на неделю, месяц, полгода, то есть стимуляции к регулярному использованию связки автомобиль + электричка просто нет. 

Но ключевая функция ТПУ - это организация пересадки с подвозящего общественного транспорта на магистральный, именно этому в цивилизованных городах уделяется максимальное внимание.
На Сеятеле посадочную площадку на автобусы разместили в северном конце станции в 110 метрах от входа в вокзал. Расстояние не то, что бы критичное, но явно не оптимальное - в идеале пересадку нужно делать кроссплатформенной , понятно, что такое не везде возможно, но посадочные площадки должны быть максимально близко друг к другу - это аксиома, которую на Сеятеле не выполнили.
При этом даже существенно не меняя проекта, можно было расположить посадочную площадку метров на тридцать ближе, например, вот в этом месте разворотной петли.

Но нет, её расположили в дальнем конце - никакой логики в этом я не увидел. Разве что там автобусы ВИП-парковке будут мешать.
Само обустройство посадочной площадки просто кричит, каковы были приоритеты при планировании этого ТПУ.

Я думал, что хуже не будет, пока не увидел остановочный павильон. Эта какая-то кабинка для переодевания на пляже из эпохи застоя.


Никакой навигации на нём не обнаружено в принципе, приехавший в Академгородок гость никогда не поймёт, куда и на чём отсюда можно уехать.

К слову о навигации - она всё же встретилась рядом с вокзалом.


Переводчику на английский отдельный привет - даже google-translate справился бы лучше.
Ещё перед самым открытием выставили вот такой вот стенд.

Мало того, что информация в нём не соответствует действительности, так даже мне, отлично знающему реалии транспортной схемы Академгородка, разобраться в нём оказалось не просто: несколько минут соображал что к чему. Как оказалось, единственное назначение данного стенда - не информирование пассажиров, а пыль в глаза Якунину. Буквально через пару минут после отправления электромотрисы с ВИП-персонами этот стенд был убран.

И снова вернусь к общественному транспорту. Первоначально планировалось создание двух-трёх специальных подвозящих маршрутов по льготному тарифу. Но желающих перевозчиков на такие маршруты не нашлось, поэтому для подвоза пассажиров к электричке на станцию завернули маршрутное такси №7, без каких-либо скидок и льгот. Как сказал начальник управления пассажирских перевозок мэрии Александр Лаврентьев: «Маршрут следует по всему Советскому району: от ул. Белоусова, через Технопарк и по ул. Арбузова, поэтому всем жителям Советского района, проживающим на левом и правом берегу, будет удобно добраться до Сеятеля».
Что сказать... Маршрут №7 действительно следует по всему району, он "экскурсионный", и яркий пример, как делать не надо. Фактически из-за петель, которые он делает, между многими точками маршрута пешком быстрее. Например, с улицы Балтийской до Сеятеля пешком, или на личном транспорте три километра, а на маршрутке - все тринадцать(!!!) и 40 минут езды, которые в час пик могут легко растянуться до часа. Вот уж "стимулирование общественного транспорта".
При всём этом район улиц Демакова и Полевая маршрут №7 не охватывает, а оттуда едет не мало пассажиров на электричку. То есть совершенно бессмысленно посадили Балтийскую, но "забыли" нужную Демакова.

Собственно, об отношении к общественному транспорту говорят два таких факта.
Первый. На торжественном открытии ТПУ Сеятель торжественные речи произносили глава РЖД Владимир Якунин, начальник ЗСЖД Анатолий Регер, губернатор НСО Владимир Городецкий, мэр Новосибирска Анатолий Локоть - все говорили много красивых слов, но ни одни из выступавших (подчёркиваю, ни один) не сказал ни слова про подвозящий общественный транспорт. То есть просто никто не вспомнил про важнейший элемент ТПУ!
Второй. На время визита ВИП-персон дорогу маршруткам на станцию просто перекрыли! Не знаю, то ли теракта боялись, то ли просто посчитали, что нечего холопам перед барскими глазами мельтешить, но факт остаётся фактом. Подвозящему транспорту на открытии ТПУ оказалось не место!

Что тут скажешь... Проектировщики этого ТПУ просто не в курсе современных мировых тенденций последних десятилетий. Они не знают, что во всём мире сначала приоритет отдаётся пешеходам, затем общественному транспорту, и только потом личному автомобилю. На Сеятеле сделали ровно наоборот - приоритет отдали автопарковке аж на 134 машиноместа, а две тысячи пешеходов и пассажиров ОТ просто отодвинули в сторону. И это не в 2000-м, а в 2015 году, когда уже несколько лет повсюду говорят о приоритете общественного транспорта над личным.

Забыли проектировщики и про такой вид транспорта, как велосипед, не предусмотрев для него никакой парковки. А ведь он традиционно очень популярен в Академгородке, и в этом году находится на пике (все парковки днём забиты до отказа). И ведь до реконструкции станции перехватывающая велопарковка там была, и даже, на удивление, не всегда пустовала.

В завершение, ко всему этому добавлю, что в 2013 году ваш покорный слуга написал несколько страниц предложений по организации ТПУ в Советском районе (ознакомиться с ними можно тут), где указал на все эти перечисленные выше ошибки. Как видим, ничего не приняли во внимание, не исправили даже мелочи, не требующие ни глобальных переделок, ни существенных затрат (к примеру, топологию пешеходных дорожек).

Что ж, остаётся надеяться, что данный транспортно-пересадочный узел всё же со временем доведут до ума, а также не повторят этих ошибок при строительстве новых. Ради этого, собственно, я и написал столь длинный текст.

2 комментария:

  1. Хотелось бы имена и фамилии авторов этого безобразия. Ясно, что проект создавался в недрах ОАО "Сибжелдорпроект". Но кем? Башкировым? или кем-то из молодых "дарований". Страна должна знать своих героев поименно.

    ОтветитьУдалить
  2. Ещё раздражает, что теперь пройти на платформу можно лишь через вокзал, спустясь по лестнице со второго этажа на первый! Либо на лифте, но он только для инвалидов. Раньше было всё гораздо проще.

    ОтветитьУдалить